Прокуратура информирует. Апрель-июнь 2020

Порядок внесения платы за капитальный ремонт жителями вновь построенных домов

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предусмотрена ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

На территории Кировской области действует региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденная постановлением правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/10.

По требованиям ч. 5.1 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

В то же время Законом Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» определено, что обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, вновь включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает у собственников помещений в этом многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована актуализированная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в данном случае должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования актуализированной региональной программы, в которую включен этот многоквартирный дом.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Региональная (областная) программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области (далее соответственно – региональная программа, многоквартирные дома), определяет предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области (далее - Фонд) капитального ремонта многоквартирных домов и утверждается Правительством Кировской области в целях:

1) планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

2) планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств областного бюджета и местных бюджетов;

3) контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, Фондом.

Региональная программа формируется на срок 30 лет и подлежит ежегодной актуализации не позднее 1 июня каждого года.

Следует иметь в виду, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, по требованиям ч. 1 ст. 155 ЖК РФ должна вносится собственниками помещений ежемесячно до 10-го числа месяца включительно, следующего за истекшим месяцем.

В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ за несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт предусмотрена обязанность собственников помещений уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.

Актуально на 01.04.2020


Вступили в силу изменения законодательства, предусматривающие обязанность банков уведомлять клиентов о блокировке платежных карт и электронных кошельков

Федеральным законом от 27.12.2019 № 490-ФЗ внесены изменения в статью 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Она дополнена частью 9.2, которая предусматривает, что в случае приостановления или прекращения использования клиентом электронного средства платежа в установленных случаях, оператор по переводу денежных средств обязан в этот же день предоставить клиенту информацию с указанием причины такого приостановления или прекращения.

Таким образом, банк (иная кредитная организация) в случае отказа в предоставлении клиенту услуги по переводу электронных денежных средств и о блокировке его платежной карты (электронного кошелька, интернет-банкинга) обязаны в этот же день уведомить об этом клиента с обязательным указанием причин отказа в предоставлении услуг и блокировки.

Актуально на 01.04.2020


Административная ответственность в период распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по статье 20.6.1 за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Так, состав административного правонарушения образуют действия граждан выраженные, в том числе в несообщении в уполномоченные органы (министерство здравоохранения Оренбургской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области») сведений о своем прибытии на территорию Оренбургской области из другого региона страны, а также не обеспечение самоизоляции на дому на срок 14 дней со дня прибытия в Оренбуржье.

Санкция статьи 20.6.1 предусматривает ответственность граждан в виде предупреждения или наложение административного штрафа до тридцати тысяч рублей.

Перечень органов исполнительной власти Оренбургской области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, определены указом губернатора Оренбургской области от 08.04.2020 № 166-ук.

Соблюдение правил поведения гражданами, препятствует распространению новой коронавирусной инфекции.

Актуально на 09.04.2020

В законодательстве закреплен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

Положениями статья 446 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации определен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Так, взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание.

Не может быть обращено взыскание по исполнительным документам на земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абз. 2 ст. 446 ГПК РФ. Исключение составят земельные участки в случае, если они являются предметом ипотеки и на него по закону может быть обращено взыскание.

Также не может быть наложен арест на предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; на имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; на используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания.

Не могут быть обращены к взысканию продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, семена, необходимые для очередного посева.

Кроме того, к такому имуществу относится топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения; средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

В соответствии со ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Актуально 16.04.2020


Правительством Российской Федерации установлены правила предоставления субсидий на оплату ЖКХ в беззаявительном порядке, приостановления начисления пени за неуплату коммунальных платежей и неустойки по договорам долевого участия

Правительством РФ 2 апреля 2020 г. принято три постановления: № 420, 423 и 424, которыми внесены изменения в Правила предоставления субсидий на оплату ЖКХ, прописаны особенности предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, а также особенности применения финансовых санкций и других мер ответственности за неисполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве.

Так, если срок предоставления субсидии на оплату ЖКХ истекает в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке. При этом перерасчет размера субсидии производится после представления соответствующих документов.

В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из представленных документов, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г. не производится, а если превышает размер выплаченной субсидии, недоплаченные средства подлежат перечислению получателю субсидии в установленном порядке.

Такой порядок уже действует с 3 апреля текущего года.

Согласно постановлению Правительства РФ № 424 до 1 января 2021 г. не будут начисляться пени, штрафы и неустойки за несвоевременную и (или) неполную оплату коммунальных услуг и взносов за капремонт. Также приостанавливается право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание штрафа за несвоевременное и (или) не полностью исполненное управляющими компаниями обязательства по оплате ресурсов. Постановление действует с 6 апреля 2020 г.

Постановлением Правительства РФ № 423 до 1 января 2021 г. установлен мораторий по начислению неустойки за неисполнение обязательств по договорам долевого участия, а также процентов, подлежащих уплате участнику долевого строительства.

Кроме того, постановление позволяет до 1 января 2021 г. не включать в реестр проблемных объектов жилые дома, по которым более чем на полгода нарушен срок завершения строительства. Постановление действует с 03.04.2020.

Актуально 16.04.2020


Дополнительные меры государственной поддержки семей при рождении (усыновлении) ребенка

Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ
внесены  изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала.

Ранее строительство жилого дома было возможно только на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время такое строительство возможно, в том числе и на садовом земельном участке.

Указанным  законом предусмотрена возможность направления части средств материнского капитала на строительство (реконструкцию) либо на компенсацию затрат на построенный объект индивидуального жилищного строительства на садовом земельном участке.

Также законом установлено и право на дополнительные меры господдержки женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года, а также мужчин - усыновителей первого ребенка, не воспользовавшихся ранее мерами дополнительной господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу начиная с 1 января 2020 года.

Предусматривается введение дифференцированного размера материнского капитала, в зависимости от рождения (усыновления) первого, второго, третьего или последующих детей.

Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах:

- 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно;

- 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей;

- 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года;

- 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.

Актуально на 17.04.2020


Льготы и социальные гарантии, предоставляемые одиноким родителям

Одинокие родители являются социально защищенной категорией населения, который государство предоставляет расширенный перечень льгот и социальных гарантий, позволяющих поддерживать их детей.

Так, одиноким матерям предоставляется ряд гарантий в сфере трудовых отношений. В частности, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 14 лет (за исключением увольнения в случае ликвидации организации, грубого нарушения работником трудовых обязанностей, представления им работодателю подложных документов при заключении трудового договора).

Кроме того, работающему одинокому родителю, имеющему трех и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время, а одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней также в удобное для них время.

В налоговой сфере единственному родителю может быть предоставлен стандартный налоговый вычет по НДФЛ в двойном размере по его заявлению до тех пор, пока он не вступит в брак. При этом нахождение родителей в разводе или лишение одного из родителей родительских прав к данному случаю не относятся.

Социальные гарантии выражаются в предоставлении одиноким матерям пособий на ребенка в повышенном размере, который устанавливается нормативными документами, принимаемыми в конкретном регионе.

При этом, при вступлении одинокой матери в брак право на получение пособия на ребенка, родившегося до вступления в брак, в повышенном размере сохраняется. Выплата таких пособий в повышенном размере прекращается только в случае признания отцовства ребенка в установленном законом порядке либо усыновления ребенка при вступлении матери в брак.

Актуально 17.04.2020


Ящик для сбора благотворительных пожертвований

Федеральным законом от 07.04.2020 внесены изменения в Федеральный закон «О благотврительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве).

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Закон дополнен новой статьей 16.1. «Ящик для сбора благотворительных пожертвований», в соответствии с которой ящик для сбора благотворительных пожертвований - емкость для сбора благотворительных пожертвований (за исключением безналичных денежных средств), право использования которой принадлежит исключительно некоммерческой организации, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Ящик для сбора благотворительных пожертвований используется при его перемещении в пространстве (переносной ящик) или без такого перемещения (стационарный ящик).

Размещение стационарного ящика осуществляется благотворительной организацией на основании договора  с собственником помещения или уполномоченным им лицом.

Без заключения договора ящик для сбора благотворительных пожертвований может быть установлен только в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, официально осуществляющей благотворительную деятельность. Использование переносных ящиков допускается исключительно в месте и во время проведения публичных или иных мероприятий, осуществляемых указанными некоммерческими организациями.

Для использования ящика для сбора благотворительных пожертвований некоммерческая организация должна иметь положение о программе или иной акт, в соответствии с которым будет проводиться сбор благотворительных пожертвований, и публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

При использовании ящика для сбора благотворительных пожертвований некоммерческая организация обязана объявить о цели сбора благотворительных пожертвований и разместить данную информацию на ящике для сбора благотворительных пожертвований. На ящике также должно быть указано наименование и адрес организации; доменное имя и (или) сетевой адрес сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии сайта). На сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должна быть  информация о месте размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (при наличии сайта).

Ознакомление граждан и организаций с указанной информацией некоммерческая организация вправе осуществить с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства.

Имущество, собранное с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежит извлечению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежат зачислению на банковский счет некоммерческой организации в течение трех рабочих дней со дня извлечения таких денежных средств из ящика для сбора благотворительных пожертвований.

Законом предусмотрено, что ящик для сбора благотворительных пожертвований не может быть оборудован автоматическими устройствами для приема денежных средств, осуществления расчетов, на которые распространяется действие Федерального закона «О национальной платежной системе» и Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Кроме того, предусмотрено, что положения настоящей статьи не применяются в отношении ящиков для сбора благотворительных пожертвований, размещаемых религиозными организациями в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных их уставами.

Внесенные в закон изменения вступят в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня их официального опубликования – с            11.10. 2020.

Актуально 20.04.2020


Освобождение от наказания в связи с болезнью

Согласно ст. 81 УК РФ лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера. Кроме того, лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.

Вместе с тем, лица, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности. Осужденный, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со ст. 81 УК РФ. Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства осужденный либо его законный представитель подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Одновременно с указанным ходатайством или представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного.

Суд устанавливает характер болезни, ее процесс, насколько она опасна для окружающих, возможно ли ее лечение в условиях стационара в местах лишения свободы. Кроме того, при рассмотрении вопроса об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью суд учитывает и поведение осужденного в период отбывания наказания, его отношение к проводимому лечению, соблюдение им медицинских рекомендаций, режимных требований учреждения, исполняющего наказание, по состоянию здоровья, а также данные о личности осужденного.

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 (ред. от 03.02.2020) «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». В случае если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий (например, членовредительства) с целью последующего освобождения, он не подлежит освобождению от отбывания наказания.

Актуально 23.04.2020


Об уголовной ответственности за отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста

Статьей 144.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста.

Под предпенсионным возрастом в данном случае понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что уголовная ответственность наступает только в случаях, когда работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным именно с достижением лицом предпенсионного возраста.

При этом, как разъяснено постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46, в случае если трудовой договор с работником был расторгнут по его инициативе, однако по делу имеются доказательства того, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении по собственному желанию именно в связи с его предпенсионным возрастом, такие действия также образуют состав преступления, предусмотренного статьей 144.1 УК РФ.

За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, а также в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов.

Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 144.1 УК РФ осуществляется следователями Следственного комитета Российской Федерации.

В случае наличия у Вас сведений о необоснованном отказе в приеме на работу либо о необоснованном увольнении лица, достигшего предпенсионного возраста, необходимо обращаться с заявлением в территориальные подразделения Следственного комитета Российской Федерации либо в органы прокуратуры.

Актуально на 24.04.2020


Кредиты предпринимателям на заработную плату

В связи с распространением коронавирусной инфекции и объявленной пандемией беспроцентными заработными кредитами могут воспользоваться предприниматели, которые осуществляют деятельность в одной из пострадавших отраслей, утверждённых постановлением Правительством РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (в редакции от 10.04.2020 № 479). 

Предприниматели имеют право на получение в кредитных организациях кредита под 0% на срок до 6 месяцев на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.

Целью кредита является выплата заработной платы и обязательных начислений на нее.

Заемщик должен являться субъектом малого бизнеса (до 100 работников, доход до 800 млн руб.) или микропредприятием до 15 работников, доход до 120 млн руб.), осуществляет деятельность не менее одного года в следующих отраслях:

- авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки,

- культура, организация досуга и развлечений,

- физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт,

- деятельность турагентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма,

- гостиничный бизнес,

- общественное питание,

- деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений,

- деятельность по организации конференций и выставок,

- деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты),

- деятельность в области демонстрации кинофильмов,

- деятельность в области здравоохранения (стоматологическая практика).

 Помимо этого заемщик должен соответствовать следующим условиям: не находиться в процедуре банкротства; деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ; деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не должна быть прекращена.

Сумма выплаты рассчитывается исходя из численности застрахованных работников, сведения о которых поданы в Пенсионный фонд РФ, умноженной на минимальный размер оплаты труда (МРОТ с учетом районных коэффициентов, процентных надбавок и выплат страховых взносов) и на число месяцев (срок кредитования).

В течение 6 месяцев работодателю запрещено сокращать штат сотрудников более чем на 10 %.

Кредитный договор заключается с 30 марта 2020 по 1 октября 2020 на срок не более12 месяцев.

Актуально на 24.04.2020


Ответственность за организацию финансовых пирамид

Статья 172.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривает ответственность за организацию финансовых пирамид.

Таковой деятельностью признается привлечение денежных средств или иного имущества физических и юридических лиц, при которой выплата дохода лицам, чьи денежные средства были привлечены ранее, осуществляется за счет привлеченных средств новых участников. При этом законная инвестиционная или предпринимательская деятельность, связанная с использованием сопоставимых по объему привлеченных денежных средств, не ведется.

В случае, если организатору финансовой пирамиды удалось привлечь более 1,5 млн рублей, то по приговору суда ему может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы, а также дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

При привлечении подобным способом денежных средств или иного имущества на сумму свыше 6 млн рублей установлена более строгая уголовная ответственность. В таком случае организатору финансовой пирамиды может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Актуально на 24.04.2020


О дополнительных мерах, направленных на противодействие коррупции в сфере закупок

С 1 января 2020 года вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 917 в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656.

В силу требований ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участником закупки не может быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с вышеуказанными изменениями оператор электронной площадки будет самостоятельно проверять участника закупки на привлечение к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП и передавать данные сведения заказчику с 1 января 2021 года.

В настоящее время заказчик самостоятельно проверяет достоверность информации, которую декларирует участник закупки.

В случае допуска к участию в закупке лица, привлеченного к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, лица, допустившие заявку данного участника, подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Информация о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, содержится на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Актуально на 24.04.2020


Об уголовной ответственности за отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины либо женщины, имеющей детей

Статьей 145 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение заведомо беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (матери, женщины-усыновителя, женщины-опекуна или приемной матери, воспитывающей одного или более детей в возрасте до 3 лет).

Необходимо отметить, что уголовная ответственность наступает только в случаях, когда работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным соответственно с беременностью женщины или наличием у женщины детей в возрасте до 3 лет.

При этом, как разъяснено постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46, в случае если трудовой договор с работником был расторгнут по его инициативе, однако по делу имеются доказательства того, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении по собственному желанию именно в связи с беременностью женщины или наличием у женщины детей в возрасте до 3 лет, такие действия также образуют состав преступления, предусмотренного статьей 145 УК РФ.

За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, а также в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов.

Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 145 УК РФ осуществляется следователями Следственного комитета Российской Федерации.

В случае наличия у Вас сведений о необоснованном отказе в приеме на работу либо о необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, необходимо обращаться с заявлением в территориальные подразделения Следственного комитета Российской Федерации либо в органы прокуратуры.

Актуально на 28.04.2020


За самовольные переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме будут нести ответственность не только физические, но и юридические лица и предприниматели

Федеральным законом от 24.04.2020 № 133-ФЗ внесены изменения в статью 7.21 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями.

В название статьи также внесены изменения, в соответствии с которыми ответственность наступает не только за нарушение правил пользования жилыми помещениями, но и за самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 7.21 КоАП РФ административная ответственность  теперь наступает за порчу жилых помещений или порчу их оборудования либо использование жилых помещений не по назначению.

За совершение данных действий на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Наказание  по части 1 данной статьи для физических лиц не изменилось и предусмотрено в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В часть 2 статьи 7.21 также внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотрена административная ответственность за самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме.

За совершение указанных действий на граждан может быть наложен штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Должностные лица могут быть оштрафованы в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, а юридические лица - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья дополнена примечанием, которым предусмотрено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Актуально на 05.05.2020


Субсидии малому и среднему предпринимательству

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (вступило в силу с 27.04.2020) утверждены правила предоставления субсидий малым и средним предприятиям из отраслей, наиболее пострадавших в условиях эпидемии коронавируса.

Помощь смогут получить предприниматели соответствующие следующим условиям:

Находиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года,

Работать в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса (перечень отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434),

Не находиться в процессе ликвидации или в процедуре банкротства, не принято решение об исключении из ЕГРЮЛ,

Не иметь по состоянию на 1 марта 2020 года недоимок по налогам и страховым взносам в сумме более 3 тысяч рублей,

Сохранить не менее 90 % персонала по сравнению с численностью работников в марте 2020 года.

 Сумма субсидии рассчитывается следующим образом:

организациям – 12 130 рублей умножить на количество работников в марте;

ИП с работниками – 12 130 рублей умножить на количество работников в марте, увеличенное на единицу;

ИП без работников сумма субсидии составляет 12 130 рублей.

  Заявление на получение субсидии подается в налоговую службу по ТКС, почте или через личный кабинет налогоплательщика:

с 1 мая до 1 июня 2020 года – для получения субсидии за апрель,

с 1 июня до 1 июля 2020 года – для получения субсидии за май.

Если получатель субсидии не соответствует утвержденным критериям или заявление подано с опозданием, налоговая служба направляет сообщение об отказе в течение 3-х рабочих дней, но не позднее 18 мая 2020 года (по субсидиям за апрель) и 18 июня 2020 года (по субсидиям за май).

Налоговая служба рассчитывает размер субсидии, формирует реестр из поданных заявлений и передает его Федеральное казначейство. Реестр передается в течение 3-х рабочих дней с момента получения заявления от предпринимателя, но не ранее 18 мая 2020 года (по субсидиям за апрель) и 18 июня 2020 года (по субсидиям за май).

В течение 3-х рабочих дней после получения реестра Федеральное казначейство перечисляет субсидию.

Актуально на 05.05.2020


Можно ли корректировать стоимость контракта из-за падения валюты?

Законодательством о контрактной системе закреплено, что цена контракта является твердой, может исчисляться в любой валюте и устанавливается на весь период действия контракта с момента его заключения до прекращения обязательств по нему.

Согласно российскому законодательству валютные риски к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся.

С юридической точки зрения повышение стоимости иностранной валюты - это коммерческие риски субъектов предпринимательства. Следовательно, скорректировать цену контракта из-за изменения курса валюты нельзя.

Более того, исчерпывающий перечень оснований изменения цены контракта закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в нем такое основание, как финансово-экономический кризис, отсутствует.

При этом необходимо отметить, что изменить стоимость договора в связи с повышением курса валют можно в тех случаях, когда это предусмотрено в самом договоре при условии его заключения в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Актуально на 14.05.2020


Работа в режиме неполного рабочего времени

В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии со ст. 93 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Актуально на 14.05.2020


Принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка»

Указанным законом введен новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого застрахованным лицам в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года.

В указанный период пособия исчисляются с учетом следующих особенностей: 

1) если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, исчисляемом исходя из минимального размера оплаты труда, в расчете за полный календарный месяц;

2) размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности, а размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения указанного размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце;

3) в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный размер оплаты труда для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов;

4) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Кроме того, указанным Федеральным законом введена упрощенная процедура получения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Гражданам с детьми, имеющим право на выплату в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года включительно ежемесячные выплаты назначаются без подачи заявлений в органы Пенсионного фонда РФ. При этом обязанность информировать граждан о назначении указанных выплат возложена на органы исполнительной власти субъектов, осуществляющих полномочия в сфере социальной защиты населения и органы Пенсионного фонда РФ.

Актуально на 16.05.2020


Ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте до 3 лет

Ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте до 3 лет установлены Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".

Выплаты производятся в апреле - июне 2020 года в размере 5000 рублей лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 года. Обратиться за назначением ежемесячных выплат указанные лица вправе до 1 октября 2020 года.

Выплаты осуществляются на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации и не учитываются в составе доходов семей названных лиц, при предоставлении этим лицам иных мер социальной поддержки.

Для получения ежемесячной выплаты заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты (далее - заявление) в любое время до 1 октября 2020 г., но не ранее возникновения права на ежемесячную выплату.

Заявление может быть направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".

Заявление может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с предъявлением следующих документов (их копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке):

документы, удостоверяющие личность заявителя;

документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя заявителя.

В заявлении указываются:

наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в который представляется заявление;

фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также его статус (мать, отец, ребенок, мужчина - единственный усыновитель), контактный телефон. В случае изменения фамилии в скобках указывается фамилия, данная при рождении;

страховой номер индивидуального лицевого счета;

сведения о документе, удостоверяющем личность;

фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты актовой записи о рождении (номер, дата и наименование органа записи актов гражданского состояния, составившего запись), дата рождения, место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) ребенка (детей), не достигшего (достигших) возраста 3 лет;

сведения о реквизитах счета, открытого на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, для перечисления ежемесячной выплаты (наименование учреждения банка, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), номер корреспондентского счета организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя, номер счета, открытый на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, назначение платежа);

сведения об ответственности за достоверность представленных сведений.

Указанные сведения подтверждаются подписью заявителя с проставлением даты заполнения заявления. Заявление подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Перечисление ежемесячной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения об удовлетворении заявления, путем безналичного перечисления на счет заявителя, открытый им в кредитной организации на территории Российской Федерации, в соответствии с реквизитами, указанными в заявлении.

Ежемесячная выплата осуществляется за полный месяц независимо от даты рождения ребенка в конкретном месяце.

В случае подачи заявления с 1 июля 2020 г. по 1 октября 2020 г. ежемесячная выплата перечисляется одним платежом.

Актуально на 25.05.2020


Права физических лиц на получение сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.01.2020 № 46па утвержден административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по предоставлению сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Согласно административному регламенту за предоставлением государственной услуги и получением ее результата можно обратиться в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в любой многофункциональный центр независимо от места жительства, пребывания и фактического проживания зарегистрированного лица.

Государственная услуга предоставляется бесплатно в режиме реального времени в день обращения. При поступлении запроса посредством почтовой связи государственная услуга предоставляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения запроса территориальным органом Пенсионного фона Российской Федерации.

Для получения государственной услуги зарегистрированным лицом предоставляется документ, удостоверяющий личность и запрос по форме, установленной приложением к административному регламенту. При направлении запроса посредством почтовой связи, документ удостоверяющий личность не предоставляется, установление личности зарегистрированного лица, а также свидетельствование его подписи на заявлении осуществляется нотариусом или иным лицом в соответствии с законодательством о нотариате.

Получение сведений о трудовой деятельности возможно также путем направления запроса через «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации или Единый портал государственных услуг.

Основаниями для отказа в приеме запроса о предоставлении сведений о трудовой деятельности являются: неустановление личности лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги; неподтверждение полномочий представителя зарегистрированного лица; несоблюдение установленных условий признания действительности электронной подписи, которой подписан запрос. Отказ в приеме документов по иным основаниям не допускается. Возможность отказа в предоставлении сведений о трудовой деятельности административным регламентом не предусмотрена.

Зарегистрированное лицо имеет право на досудебное обжалование действий (бездействия) Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, а также их должностных лиц, многофункционального центра, а также его работников при предоставлении государственной услуги. Помимо указанных органов жалоба может быть направлена в орган государственной власти (орган местного самоуправления), являющийся учредителем многофункционального центра.

Кроме того законом установлена обязанность работодателя о предоставлении сведений о своих работниках  в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон), страхователи обязаны представлять сведения о работающих гражданах в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в органы Пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения.

В частности, страхователь обязан предоставлять следующие сведения в органы Пенсионного фонда:  страховой номер индивидуального лицевого счета;  фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Нарушение страхователями обязанности по представлению в органы Пенсионного фонда указанных сведений влечет административную ответственность по ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Актуально на 25.05.2020


Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) установлены требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан.

В соответствии со статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Дела об административных правонарушениях могут быть возбуждены исключительно прокурором, который в соответствии со статьей 28.4 КоАП выносит по этому поводу мотивированное постановление.

Дела об указанном правонарушении рассматриваются судом.

При наличии информации о допущенных нарушениях, следует обращаться в органы прокуратуры по месту их совершения, посредством письменных обращений, в том числе с использованием электронных способов передачи  информации.

Новые правила рыболовства

С 01.01.2020 года вступил в законную силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Любительское рыболовство это деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы), осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Статья 7 указанного закона вводит 5 основных ограничений в области правил любительского рыболовства:

1) периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления любительского рыболовства гражданами с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в водных объектах, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в целях личного потребления;

2) запрет на осуществление любительского рыболовства с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;

3) запрет на осуществление любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;

4) запрет на осуществление любительского рыболовства способом подводной добычи водных биоресурсов (подводной охоты):

а) в местах массового отдыха граждан;

б) с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой;

в) с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;

г) с применением орудий добычи (вылова), используемых для подводной добычи (вылова) водных биоресурсов, над поверхностью водных объектов;

5) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов.

Правилами рыболовства, разрешается осуществлять любительское рыболовство с возвращением живых добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания

Согласно п. 2 ч. 1 закона № 475-ФЗ суточной нормой вылова считается разрешенный гражданину объем вылова в сутки по количеству или весу. При этом рыба не должна быть занесена в Красную книгу РФ.

Лица, виновные в нарушении законодательства о любительском рыболовстве, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, предусмотренна ответственность по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, которая влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также должностные лица государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов, а также должностными лицами органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено с причинением крупного ущерба; с применением самоходного транспортного плавающего средства  или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов  массового истребления водных биологических ресурсов; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 256 УК РФ, которая влечет штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок.

При наличии информации о допущенных правонарушениях следует обращаться в органы полиции или прокуратуры по месту их совершения, посредством письменных обращений, в том числе с использованием электронных способов передачи  информации. 

Актуально на 01.06.2020


Ответственность за пропаганду наркотических средств

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 13.03.2006 № 38 «О рекламе», реклама — это информация, распространённая любым способом, в форме и средствами неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Под незаконной рекламой наркотиков следует понимать распространение информации любым способом и в любой форме неопределённому кругу лиц сведений о местах, способе и иных сведений о приобретении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений или их частях, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.

Таким образом, к незаконной рекламе наркотиков относится информация, которая направлена на привлечение внимания к наркотикам, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на наркорынке. При этом не имеет значения, называется ли конкретное место, адрес, интернет-сайт, номер телефона и т.п., главное, что лицо, которое ознакомилось с подобной информацией, получает реальную возможность совершить приобретение наркотиков.

За пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от 40000 до 50000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40000 до 50000 рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

За аналогичные действия, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно примечанию к данной статье не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Протоколы об указанных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Рассмотрение дел указанной категории отнесено к полномочиям судов.

При наличии информации о допущенных правонарушениях следует обращаться в органы полиции или прокуратуры по месту их совершения, посредством письменных обращений, в том числе с использованием электронных способов передачи  информации.

Актуально на 01.06.2020


Новые правила транспортной безопасности

Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Предусматривается комплексное совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности, включая уточнение понятий.

 Так, в новой редакции определены термины «зона транспортной безопасности», «категорирование объектов транспортной инфраструктуры», «объекты транспортной инфраструктуры», «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и других, а также вводится новый термин – «зона безопасности».

Установлено, что в число основных задач в данной сфере входит категорирование объектов транспортной инфраструктуры, а также оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих категорированию.

Также предусматривается, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского порта и ряда морских судов, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Уточнен перечень лиц, которые не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, и порядок обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.

Определен порядок проведения досмотра, повторного досмотра и дополнительного досмотра, в том числе в отношении физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, а также устанавливаются особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Изменения также внесены в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов».

В связи с необходимостью, в том числе оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотрено поэтапное вступление в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ.

В частности, вступили в силу требования для перевозчиков, осуществляющих пассажирские маршрутные перевозки автомобильным транспортом, по разработке и утверждению соответственно паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Актуально на 01.06.2020


Установлен временный порядок признания лица инвалидом

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 №467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» с 1 марта до 1 октября 2020 года включительно установлен особый порядок признания лица инвалидом.

 Так, признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, при отсутствии направления на медико-социальную экспертизу осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности и причины инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия.

Инвалидность продлевается на срок 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании.

Продление инвалидности осуществляется без истребования заявления о проведении МСЭ. При этом письменное согласие гражданина на проведение медико-социальной экспертизы также не требуется.

Решение о продлении инвалидности и разработке программы реабилитации принимается не позднее чем за 3 рабочих дня до истечения ранее установленного срока инвалидности.

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, направляется гражданину заказным почтовым отправлением. В случае закрытия отделений почтовой связи документы, оформленные по результатам медико-социальной экспертизы, хранятся в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, о чем гражданину сообщается по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений или сообщений по электронной почте.

Необходимо также отметить, что сведения о результатах медико-социальной экспертизы предоставляются учреждениями МСЭ в электронной форме в режиме реального времени в Пенсионный фонд Российской Федерации для размещения в федеральном реестре инвалидов.

Актуально на 01.06.2020


Внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах

Федеральными законами от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ и от 23 мая 2020 года № 153-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах.

Поправками предусмотрены возможности дистанционного электронного голосования и голосования по почте. Уточнены правила переноса голосования при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. До половины необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей можно собрать с помощью портала государственных слуг.

Согласно поправкам, запрет быть избранными на выборах теперь распространен и на лиц, осужденных за отдельные преступления, относящиеся к категории средней тяжести, и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.

Следует отметить, что ранее соответствующий запрет касался только лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, тяжких и особо тяжких преступлений, подвергнутых административному наказанию за правонарушения, предусмотренные статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нарушивших иные ограничения, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Актуально на 01.06.2020


О разумных сроках уголовного судопроизводства

В органы прокуратуры поступает значительное количество обращений граждан о несогласии с длительными сроками проверки по сообщениям о преступлениях и расследовании уголовных дел.

Вместе с тем, предельный срок проверки и расследования уголовных дел законодателем не установлен.

Статья 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит понятие разумного срока уголовного судопроизводства, в том числе, разумного срока досудебного производства (со дня подачи заявления о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого).

При определении указанных сроков учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает следующие сроки доследственной проверки и расследования уголовных дел.

Согласно статье 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня его поступления. Указанный срок может быть продлен до 10 суток руководителем или до 30 суток руководителем следственного органа или прокурором, соответственно, в связи с необходимостью производства конкретных проверочных мероприятий.

Срок дознания по уголовным делам определен статьей 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и составляет 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Данный срок может продлеваться прокурором до 30 суток (в общей сложности до 6 месяцев, в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи – до 12 месяцев). Сроки предварительного следствия по уголовным делам установлены статьей 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и составляют 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела. По уголовным делам, расследование по которым представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев, дальнейшее продление срока допускается лишь в исключительных случаях.

При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке, установленном статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3-х суток, а при необходимости истребования дополнительных материалов либо принятия иных мер – 10 суток.

Актуально на 01.06.2020


О дополнениях в ст.37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

1 марта 2020 г. Федеральным законом №47-ФЗ внесены дополнения в закон «Об образовании в Российской Федерации». В частности, ст. 37 дополнена частью 2.1 Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дополнения вступают в силу 1 сентября 2020 года.

Также ст.37 дополнена частью 5: Бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в размере, порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Дополнения вступили в силу 1 мая 2020 года.

Актуально на 01.06.2020


Как не стать жертвой кибермошенников

Проведенный прокуратурой республики анализ поступающих в правоохранительные органы сообщений о преступлениях свидетельствует, что интернет-преступники активно используют различные способы завладения денежными средствами населения.

Стать жертвой мошенника можно не только на улице. С развитием технологий злоумышленники быстро освоили и виртуальное пространство.

Рассмотрим, какие схемы используются в интернете и как можно обезопасить себя от кражи.

1. Если вы решили купить товар с рук или продать ненужную вам вещь, будьте внимательны — мошенники нередко играют роль покупателей или продавцов. На ваш товар находится крайне заинтересованный покупатель, который готов перевести аванс на ваш счёт и просит у вас не только номер карты или номер телефона, но и код проверки подлинности карты (три цифры на обратной стороне). Такой подход должен вас насторожить — ведь для перевода денег достаточно знать только номер карты.

Если вы покупаете товар с рук, у вас могут попросить предоплату и сообщить все данные карты. Если перед вами мошенник, то в лучшем случае вы останетесь без денег, которые отправили авансом. В худшем — если у вас попросили все данные карты — рискуете остаться и без средств на счёте.

Как предотвратить?

Будьте осторожны, покупая товары с рук через социальные сети или специальные сайты. Всегда старайтесь проверить потенциального покупателя или продавца по отзывам. В сообществах и на сервисах обычно есть «черный список» (и покупателей, и продавцов) и модераторы. Проверьте профиль продавца — часто мошенники создают фальшивые страницы с минимумом информации.

2. Ваш друг прислал вам личное сообщение с просьбой одолжить денег или со странной ссылкой. Это значит лишь одно — аккаунт вашего друга взломали.

3. Незнакомый человек пишет вам личное сообщение, в котором предлагает стабильный и высокий доход за некую несложную работу. В сообщении нет конкретной информации, но есть ссылка, по которой вы якобы найдете подробности. По такой ссылке нет работы мечты — разве что компьютерный вирус.

4. Часто мошенники представляются сотрудниками известных брендов и компаний из любых областей. Вам обещают кредиты под низкий процент, большие скидки, бесплатные товары или говорят, что вы выиграли в конкурсе. Чтобы получить приз или скидку, от вас требуется всего ничего — сообщить данные вашей карты, паспорта или все сразу, либо оплатить страховку за пересылку выигранного подарка.

Как предотвратить?

Если странные сообщения через социальные сети шлёт ваш друг, как можно скорее позвоните ему и выясните, действительно ли ему нужна помощь. Или мошенники взломали его аккаунт — и могут обмануть кого-то ещё.

Ссылки из сообщений незнакомцев — не лучший способ искать заработок в интернете.

Если незнакомцы пишут вам от лица компании или бренда, лучше уточнить информацию на официальном сайте компании или ее странице в социальной сети — крупные компании редко проводят конкурсы, в которых вы можете победить, даже не участвуя, и никогда просто так не запрашивают ваши личные данные,
а тем более данные карты.

5. Мошенники копируют известные сайты, используя похожее название компании и оформление. Например, вы хотите узнать, есть ли у вас штрафы в ГИБДД или как оформить кредит онлайн, а попадаете на фишинговый сайт,
то есть сайт-клон. Если вы введёте на таких сайтах свои данные, они попадут в руки злоумышленников.

Как предотвратить?

Всегда обращайте внимание на адресную строку браузера: на сайте-клоне будет допущена ошибка. Оплачивайте покупки только через сайты с защищённым соединением и значком платёжной системы. Внимательно изучите и содержание сайта — злоумышленники часто невнимательно относятся к наполнению сайта. Добавьте в закладки сайты, которыми часто пользуетесь, чтобы не набирать адрес вручную — так вы не ошибётесь в названии и попадёте на нужный вам сайт.

6. Зловредные программы умеют маскироваться под мобильные банки и таиться в разных приложениях, которые вы скачиваете на телефон.

Скачивайте приложения на телефон только в официальном магазине. Обращайте внимание в первую очередь на разработчика приложения — в официальных банковских приложениях указан сам банк. Внимательно читайте описание приложения. Не скачивайте приложения сторонних разработчиков.

Соблюдение приведенных правил может обезопасить вас от кибермошенников и сохранить ваши денежные средства.

Актуально на 01.06.2020

Дополнительная информация