Коррупция в современной России: проблемы противодействия

Коррупция как явление, подрывающее основы принципа верховенства закона и политической стабильности, нарушающее народное единство и затрудняющее экономическое развитие государства, существовало на всем историческом пути развития России. На сегодняшний день борьба с коррупцией является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

Уровень взяточничества в системе чиновничьего аппарата возрос в последние годы настолько, что данная проблема приобрела политический характер и стала весьма серьезной угрозой национальной безопасности России.

Противодействие государства существующим, уже устоявшимся коррупционным нормам современного общества, началось еще в 2000 году, когда состоялся первый раунд деятельности ГРЕКО в отношении нашей страны. Однако масштабность этого механизма принимает особые обороты только в 2008 году с появлением первого Национального плана противодействия коррупции.

Данный план закрепил основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти в отношении противодействия коррупционной составляющей российского общества, установил необходимость разработки антикоррупционных стандартов, общественного и парламентского контроля. В этом же году был принят основной Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Почему же именно борьба со взяточничеством, в частности внутри чиновничьего аппарата, становится одним из наиболее приоритетных направлений деятельности государства? Какие цели преследовали российские власти, утверждая основные законопроекты антикоррупционной политики?

Международная неправительственная организация «TransparencyInternational» ежегодно составляет рейтинг государств, отражающий уровень их коррумпированности. В настоящее время, согласно этому рейтингу, Россия занимает одну из лидирующих позиций по уровню развития взяточничества в мире. Подобная статистика негативно влияет на развитие экономики нашей страны.

Иностранные инвесторы бояться вкладывать свои средства в Россию. Следовательно, одной из главных причин, по которой власти взяли курс на борьбу с коррупцией в стране, является падение авторитета России на международной арене. Серьезную опасность представляют и внутренние проблемы нашей страны, вызванные проникновением взяточничества в различные сферы государственной и общественной жизни. Коррупция порождает снижение эффективности работы, как отдельной компании, так и экономики в целом. Развитый механизм взяточнической составляющей нашей страны в первую очередь аморален, формирует особое коррупционное сознание и задает неверные ориентиры для россиян, и, как следствие, создает условия для развития криминальных структур. Институт взяточничества разлагает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России подавляющее большинство совершаемых коррупционных преступлений происходит именно в этой сфере.

Наиболее показательным примером нарушения должностным лицом кодекса этики и служебного поведения является инцидент, произошедший осенью 2016 года, когда расследовалось дело в отношении заместителя начальника Главного управления по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД Дмитрия Захарченко. В квартире, записанной на его родственника, оперативники нашли 1,2 тонны наличных на общую сумму почти в девять миллиардов рублей. Как такая денежная сумма могла оказаться у высокопоставленного чиновника до сих пор остается загадкой. К причинам, по которым в России уделяется особое значение антикоррупционной политике, также относится и искажение властных отношений, что делает управление на всех уровнях неэффективным и снижает авторитет власти. Более того, институт взяточничества позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности, что порождает безнаказанность, а вместе с ней и развитие в обществе такого опасного явления, как правовой нигилизм.

Тот факт, что коррупция остается одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих качественной работе государственных органов в России, подтверждает и Послание Д.А. Медведева в момент его президентства Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. Цитата: «… Я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе и бытовым, проявлениям этого социального зла».

Безусловно, борьба с коррупцией должна осуществляться по всем направлениям государственной политики. Работая над искоренением института взяточничества в какой-либо одной узкой сфере, мы рискуем дать ему все возможности для процветания и развития в более изощренных формах в другой. В теории все довольно просто, однако на практике предложенных идей недостаточно для реализации поставленных задач. Мы видим, что азы антикоррупционной политики, заложенные в 2008 году в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были трансформированы в Федеральный закон, на данный момент еще не до конца реализованы и продолжают разрабатываться и усовершенствоваться.

Вероятно, действующее российское законодательство не скоро позволит минимизировать коррупционную составляющую нашего общества до приемлемого уровня. Прежде всего, потому что значительная часть людей привыкла мыслить коррумпировано. Для осуществления принципа законности, защиты прав и свобод граждан в первую очередь необходимо исключить в сознании человека саму возможность дачи взятки. По моему мнению, на первый план в решении этой задачи выходит воспитание. Отношение человека к коррупции нужно воспитывать еще с раннего детства: от момента, когда он первые годы своей жизни находится под опекой родителей, учиться делать свои первые шаги, говорить – до школьного образования, когда возможно ввести специальный элективный курс или предмет в учебную программу, позволяющий осуществлять социальную пропаганду, внушение вреда и пагубности коррупции, ненависти к межличностным отношениям, выстраивающимся на любой степени взяточничества. Конечно же, воспитание играет ключевую роль в развитии человека, формировании его правосознания, однако не единственную. Дабы закрепить антикоррупционную политику в виде обязательства для всего народа, власти государства формируют соответствующее законодательство и создают правоохранительные органы, которые должны обеспечить соблюдение правовых норм.

Однако, следует признать, что законы, направленные на борьбу со взяточничеством в нашей стране, не достаточно совершенны, а система правоохранительных органов не способна в должной мере нейтрализовать факторы, продуцирующие коррупционные проявления.

Как представляется, для выявления наиболее эффективных способов решения этой острой социально-политической проблемы следует обратиться к истории нашего государства. Проанализировав реформы отечественных политических деятелей, направленные на борьбу с коррупцией, можно выделить два самых результативных периода в истории России – это время правления Ивана IV Грозного и Иосифа Сталина.

Снизить уровень взяточничества им удалось благодаря применению широких массовых репрессий, реализуемых органами правопорядка. Люди подверглись серьезному психологическому воздействию, были напуганы суровыми способами наказания за любое экономическое проявление коррупционного характера, что, в основной массе, не позволяло им совершать это незаконное деяние. Возможно, современным российским властям также необходимо ужесточить политику в отношении применения наказаний к лицам, совершившим коррупционное преступление. Полагаю, абсолютно оправданным положение Федерального закона «О противодействии коррупции» о том, что юридическую ответственность за незаконное экономическое деяние несет не только лицо, которое получает взятку, но и то, которое её даёт, а также посредник в осуществлении коррупционных махинаций. Однако наказания за подобного рода деяния, недостаточно строгие. По сути, взяточники по российскому законодательству ничем не рискуют. Получив определенное денежное вознаграждение (взятку), им достаточно части от этой суммы, чтобы понести наказание за совершенное преступление или же отсидеть небольшой срок в местах лишения свободы, после которого они смогут продолжить спокойную жизнь с хорошо сокрытым от государства имуществом, приобретенным преступным путем.

Все чаще в СМИ звучат предложения о принятии изменений в российское законодательство, касающихся отмены моратория на смертную казнь в отношении коррупционеров. Полагаю, это неверно. Еще более 300 лет назад до н.э. древнегреческий философ Протагор сказал, что экономических преступников не следует убивать, нужно забирать у них все, что они наворовали. Как удивительно, что мыслитель, живший так давно, был прав и наиболее близок к решению вопроса об искоренении взяточничества. Коррупционер – человек алчный. Самое суровое наказание в данном случае – это полная конфискация имущества.

Чтобы показать важность применения более жестких мер наказания в отношении взяточников, предлагаю более детально разобраться в политике, проводимой в период правления И.В. Сталина. Ошибочно считать, что главным и единственным способом борьбы с экономическими преступниками был расстрел. В 1947 году, в самый разгар борьбы с послевоенной коррупцией Сталин отменил смертную казнь.

Победа над взяточничеством стала возможна только благодаря уникальной системе мер, которые касались каждого человека, независимо от его связей и положения в обществе. К уголовной ответственности в качестве соучастников привлекались даже родственники коррупционера, которые ничего не сделали для выявления преступника. Более того, под суд попадали все, кто хоть что-то знал о любом проявлении взяточничества, но промолчал. Самое эффективное средство государственного контроля в тот период были доносы. Доносы были массовыми, потому что за сокрытие увиденного преступления также полагалась уголовная ответственность. Отдельные политологи уверены, что именно система доносов государственным органам сыграла решающую роль в минимизации коррупции в стране. Большое значение в борьбе со взяточничеством имела мощная социальная и идеологическая пропаганда среди населения, активное использование в этих целях средств массовой информации, когда для нечистых на руку чиновников газеты и телевидение были не менее страшны, чем ОБХСС или КГБ. Заметки в «Правде» или карикатуры в «Крокодиле» о несправедливости, стяжательстве, личной нескромности проявляемой большим или маленьким чиновником было достаточно, чтобы поставить точку в его партийной и служебной карьере. Конечно же, процессы, протекающие в то время, были управляемы, а потому о реальной независимости прессы говорить нельзя. Но, тем не менее, реакция на критику в печати всегда была стремительной и неотвратимой.

Конечно же Сталин не смог искоренить коррупцию, однако он локализовал ее до минимума, когда подавляющее большинство чиновников работало честно и население могло рассчитывать на реализацию своих естественных прав и свобод, защиту интересов.

Правительство Российской Федерации взяло верный курс по укреплению политической стабильности в стране, развитию законных межличностных отношений среди населения, который позволит отечественным компаниям и государству в целом утвердить свои позиции на международной арене. Принято множество мер, направленных на уничтожение коррупционной составляющей российского общества, в том числе и предписания, содержащиеся в нормах международного права, которые закреплены в Конвенции ООН и Конвенции Совета Европы.

Благодаря статистике деятельности государственных органов в отношении экономических преступников мы можем наблюдать увеличение числа локализованных правонарушений, что свидетельствует о действенной работе органов власти. К сожалению, несмотря на значительный прогресс законодательных, судебных и правоохранительных органов в сфере противодействия взяточничеству в России, данная проблема по-прежнему остается актуальной, средства, позволяющее преступникам осуществлять незаконные экономические деяния коррупционного характера, трансформируются одновременно с принятием властями изменений в действующее правовые акты. На наш взгляд, такое острое социально-политическое явление нельзя победить столь мягкими наказаниями, предусмотренными отечественным законодательством, тем более, что его нормативный и организационный потенциал используется далеко не в полном объеме. В первую очередь стоит прибегнуть к ужесточению антикоррупционной политики в стране. Для эффективной работы государственных органов по противодействию взяточничеству следует поддерживать институты гражданского права, те активные слои населения, которые готовы сотрудничать с властями для ликвидации коррупционных правонарушений. Необходимо стимулировать инициативных граждан всевозможными материальными выплатами, поощрениями, объявлением почетных благодарностей от имени Правительства Российской Федерации за участие в борьбе против взяточничества. Только мобилизация всех предложенных мер позволит локализовать коррупцию в нашей стране, свести ее до минимально приемлемого уровня, сформировать в обществе основы антикоррупционного правосознания. Как отметил Президент России Владимир Путин «неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи — и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье. Нужно всегда об этом помнить».

Дополнительная информация