Вопросы и ответы (апрель-июнь 2021)

Ужесточение ответственности за оскорбление ветеранов

Внесены изменения в статью 354.1 Уголовного кодекса РФ (реабилитация нацизма) (Федеральный закон от 05.04.2021 № 59-ФЗ).

Они вступили в силу с 05 апреля 2021 года и касаются наказания до пяти лет лишения свободы за реабилитацию нацизма в Сети и публичное распространение ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны.

Таким образом, за публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах ВОВ будет грозить штраф до 3 млн рублей либо принудительные работы до 3 лет или лишение свободы на 3 года с лишением возможности занимать определенные должности на тот же срок.

В том случае, если такое нарушение совершено с использованием служебного положения, группой лиц по предварительному сговору или с использованием СМИ или интернета, наказание ужесточается.

Штраф уже будет составлять от 2 до 5 млн рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от 1 года до 5 лет.

Также данная статья дополнена частью 4, согласно которой за распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с использованием СМИ или интернета установлена ответственность.

Штраф в этой связи будет составлять от 2 до 5 млн рублей либо в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от года до 5 лет либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Заместитель прокурора                                                                                       И.С. Лянгасов

Актуально 26.04.2021

С 7 марта 2021 года введен запрет на высадку из общественного транспорта лиц, не достигших 16 лет, и не оплативших проезд

Федеральным законом от 24.02.2021 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» введен запрет на высадку лица, не достигшего возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, при отказе от оплаты проезда.

Законом установлено, что при отказе от оплаты проезда лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, следующее без сопровождения совершеннолетнего лица, не может быть высажено из транспортного средства на ближайшем остановочном пункте.

Однако лицо в возрасте старше 16 лет, отказавшееся от оплаты проезда, и (или) от оплаты перевозки следующих вместе с ним детей, и (или) от оплаты перевозки багажа и (или) провоза ручной клади, обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним.

Заместитель прокурора                                                                                         И.С. Лянгасов

Актуально на 27.04.2021

Расширен перечень социальных гарантий членов семей погибших военнослужащих, не получивших при жизни статус ветерана боевых действий

Расширен перечень социальных гарантий членов семей погибших военнослужащих, не получивших при жизни статус ветерана боевых действий» следующего содержания.

Речь идет о Федеральном законе от 30.04.2021 N 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О ветеранах».

В случае если военнослужащий, участвующий в боевых действиях, погиб и не смог получить удостоверение ветерана боевых действий либо после участия в боевых действиях не получил соответствующее удостоверение и умер, то члены его семьи смогут получить удостоверение члена семьи ветерана боевых действий.

В этом случае им предоставляются социальные гарантии, предусмотренные для членов семей погибших ветеранов боевых действий.

Прокурор района                                                                                                   Р.Э. Чирков

Актуально на 12.05.2021

Исправительные работы как вид уголовного наказания

Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы, а не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

С учетом того, что наказания в виде исправительных работ предполагают привлечение осужденного к труду, при назначении данного вида наказания в обязательном порядке выясняются вопросы трудоспособности такого лица, наличие или отсутствие у него основного места работы, место постоянного жительства.

При назначении наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых назначены исправительные работы, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний сложению подлежат только сроки исправительных работ. Проценты удержаний не складываются.

При назначении наказания в виде исправительных работ по совокупности приговоров могут присоединяться лишь сроки исправительных работ. В этих случаях, назначив по последнему приговору наказание в виде исправительных работ с удержанием из заработной платы определенного процента в доход государства, суд полностью или частично присоединяет к этому наказанию неотбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний.

Окончательное наказание в виде обязательных работ или исправительных работ, назначенное по совокупности преступлений или совокупности приговоров, не может превышать 2 лет.

Прокурор района                                                                                                   Р.Э. Чирков

Актуально на 14.05.2021

Взаимодействие граждан с коллекторскими организациями

Деятельность коллекторов урегулирована на законодательном уровне еще в 2016 году Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

К коллекторским организациям предъявляются жесткие требования.

Так, коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга. Такими полномочиями наделены только органы Федеральной службы судебных приставов (изъять имущество, наложить на него арест, выселить из жилого помещения и т.п.).

Коллекторской деятельностью вправе заниматься только организации, сведения о которых включены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Данный реестр ведет ФССП. Сведения реестра являются открытыми и размещаются на сайте ФССП и самой коллекторской организации в сети Интернет (ч. 1, 7, 9 ст. 12, ч. 4 ст. 14 Закона № 230-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.12.2016 № 1402).

В течение 30 рабочих дней со дня привлечения коллекторской организации для взаимодействия с должником по просроченной задолженности кредитор должен уведомить об этом должника (ч. 1 ст. 9 Закона № 230-ФЗ).

При встрече и телефонном разговоре коллектор обязан сообщить вам наименование кредитора, коллекторской организации, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (ч. 4 ст. 7 Закона № 230-ФЗ).

При личной встрече с коллектором целесообразно попросить предъявить вам: документ, удостоверяющий личность коллектора; доверенность, подтверждающую его полномочия; копию свидетельства о внесении сведений о коллекторской организации в государственный реестр.

Можно также связаться с банком, МФО, иным кредитором, перед которыми у вас имеется долг, и уточнить информацию о привлечении данной коллекторской организации для возврата задолженности. Желательно сделать это в письменном виде.

Возможности коллекторов по взаимодействию с должником ограничены личными встречами, телефонными переговорами, общением через сообщения по сетям электросвязи и по почте.

Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни - с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации (п. 1 ч. 3, п. 1 ч. 5 ст. 7 Закона № 230-ФЗ).

Также ограничивается частота взаимодействия коллекторов с должником.

Ни при каких обстоятельствах не допускаются применение к должнику и иным лицам физической силы, угрозы убийством или причинения вреда здоровью; уничтожение или повреждение имущества; оказание психологического давления на должника и иных лиц; использование выражений и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц, и т.п. (ч. 2 ст. 6 Закона № 230-ФЗ).

Если коллекторы превышают свои полномочия, в частности пытаются изъять у вас имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, унижают, оскорбляют, применяют физическую силу и т.п., прекратите общение с ними и вызовите полицию. Указанные действия коллекторов при наличии оснований могут повлечь административную, а также уголовную ответственность (ст. ст. 6.1.1, 19.1 КоАП РФ; ст. ст. 115, 116, 330 УК РФ).

При визитах коллекторов и телефонных звонках в неустановленное время, чаще, чем предусмотрено законом, с угрозами в ваш адрес рекомендуем по возможности записать переговоры (современные телефоны позволяют установить приложение, выполняющее функции диктофона во время вызовов).

Административная ответственность предусмотрена также при совершении коллекторами действий в нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении коллекторской деятельности (ст. 14.57 КоАП РФ).

Вы также вправе подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган ФССП и органы прокуратуры с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении закона.

Действия коллекторов можно также обжаловать в судебном порядке.

Если вы не являетесь заемщиком или поручителем, однако коллекторы беспокоят вас звонками, ввиду того что ваши персональные данные есть в базе агентства в качестве «поручителя» должника, сообщите им по телефону о вашей непричастности к долгу, а также направьте в адрес коллекторского агентства и кредитора письменное уведомление по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении.

Заместитель прокурора                                                                                         И.С. Лянгасов

Актуально на 17.05.2021

Если в начале рабочего дня работник почувствовал себя плохо и ушел домой, но больничный лист открыт им со следующего дня. Будет ли такое отсутствие прогулом? Какой вид взыскания может применить работодатель к такому работнику и в какой срок?

Статья 21 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что прогулом следует считать: невыход на работу без уважительных причин, то есть отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены); нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места;

оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения; оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора либо до истечения срока предупреждения о досрочном расторжении трудового договора; самовольное использование дней отгулов, а также самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный). При этом необходимо учитывать, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении, и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя.

Таким образом, если работник отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня, то такое отсутствие признается прогулом.

Трудовой кодекс РФ не содержит перечня уважительных причин для отсутствия работника на рабочем месте.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить такие следующие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

При этом необходимо учитывать, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Прокурор района                                                                                                   Р.Э. Чирков

Актуально на 18.05.2021

Ограничения на замещение должностей в государственных органах и органах местного самоуправления при наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории вводятся с 1 июля 2021 года

Ограничения на замещение должностей в государственных органах и органах местного самоуправления при наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории вводятся с 1 июля 2021 года.

Речь идет о Федеральном законе от 30.04.2021 N 109-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Предусматривается, что лица, не имеющие российского гражданства, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство на его территории, обязаны сообщить работодателю об этом в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и при непредставлении указанных документов, трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Заместитель прокурора                                                                                         И.С. Лянгасов

Актуально 19.05.2021

Как подтвердить факт трудовых отношений

Не редка ситуация, когда работодатель по каким-либо причинам не желает оформлять трудовые отношения с работником в установленном законом порядке. В таком случае допуск к работе осуществляется, как правило, на основании устной договоренности.

При этом отсутствие официально оформленных трудовых отношений является предпосылкой для ущемления работодателем трудовых прав работника, выражающегося, в частности, в невыплате заработной платы.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с законом.

Кроме того, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 29.05.2018 №15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», из содержания статей 16, 56 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что к характерным признакам трудовых отношений относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.

К доказательствам наличия трудовых отношений могут быть отнесены: письменные доказательства (пропуска, журналы регистрации, графики работы, графики отпусков, договоры о материальной ответственности, расчетные листы, ведомости о выплате заработной платы, путевые листы, документы по охране труда и иные документы, свидетельствующие о факте выполнения трудовой функции); свидетельские показания; аудио- и видеозаписи и иные доказательства.

Прокурор района                                                                                                   Р.Э. Чирков

Актуально на 24.05.2021

Возможно ли изменить фамилию и имя детям без согласия второго родителя

В соответствии со статьей 58 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.

Изменение фамилии либо имени ребенка до достижения возраста 14 лет возможно на основании заявления обоих родителей при наличии согласия органов опеки и попечительства.

Если ребенок достиг возраста 10 лет, то необходимо получить и его согласие.

В случае раздельного проживания родителей этот вопрос решается органом опеки и попечительства с учетом интересов ребенка и мнения другого родителя.

Однако, в случае невозможности установления места нахождения другого родителя, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка, решение об изменении фамилии (имени) ребенка может быть принято без согласия родителя, не участвующего в жизни ребенка.

При невозможности установления места нахождения родителя, необходимо предоставить соответствующую справку из органов полиции о его розыске; лишение родительских прав должно быть подтверждено решением суда, как и признание его недееспособным; факт уклонения родителя от воспитания и содержания ребенка без уважительных причин может быть подтвержден заявлениями о розыске должника по алиментам, постановлением о возбуждении уголовного дела о злостном уклонении от уплаты алиментов, приговором суда по такому делу и другими доказательствами.

Заместитель прокурора                                                                                        И.С. Лянгасов

Актуально на 25.05.2021

Об ответственности за незаконное ведение предпринимательской деятельности

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Любой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе (ст. 23 ГК РФ).

Уклоняясь от государственной регистрации, данные лица скрывают свою прибыль от учета в ФНС и уклоняются от уплаты налога.

Некоторые виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (деятельность в сфере медицины; перевозки пассажиров; заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов), а отсутствие таковой на осуществление указанных законом видов деятельности влечет наказание.

Так, ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица в виде штрафа от 500 до 2 тысяч руб.

Частями 2, 3, 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательны; предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Совершение этих правонарушений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами влечет наложение административного наказания: штраф, конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья, административное приостановление деятельности.

Когда при осуществлении нелегальной деятельности нанесен крупный ущерб государству, организациям или гражданам, либо деяние совершено организованной группой, либо с извлечением дохода в крупном и особо крупном размере, виновному грозит уголовная ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей.

При этом доходом в данном случае является выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельностью без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

В качестве наказаний УК РФ предусматривает штраф, обязательные работы, арест, принудительные работы, лишение свободы на срок до 5 лет.

Прокурор района                                                                                                   Р.Э. Чирков

Актуально на 26.05.2021

О хищениях денежных средств с банковских карт

В Кировской области продолжает оставаться значительным число преступлений, связанных с неправомерным списанием или хищением денежных средств с банковских карт владельцев с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Одним из самых распространенных способов хищения является получение доступа к конфиденциальным данным владельца карты от него самого. Обычно преступники действуют с помощью почтовых рассылок, якобы от лица банка, сообщают о попытке взлома банковской карты, снятии денежных средств, предлагают пройти по ссылке для возможности дальнейшего ее использования.

Другой способ мошенничества – звонок от имени технических и сервисных служб банка, которые под различными предлогами также пытаются получить конфиденциальную информацию по банковской карте.

Гражданам необходимо учитывать, что данные преступления являются трудно раскрываемыми, ввиду применения злоумышленниками значительных мер конспирации, таких как: оформление разовых абонентских номеров на лиц, не осведомленных об использовании их данных для совершения преступления, транзитных банковских счетов и счетов неперсонифицированных интернет-кошельков.

Чтобы не стать жертвой преступления, нельзя допускать, чтобы данные вашей карты попадали к третьим лицам. Банки и операторы платежных систем никогда не присылают писем и не звонят клиентам с просьбой предоставить им данные о счете, PIN-код или иные персональные данные - вся необходимая информация у банка имеется.

Чтобы не стать жертвой мошенников гражданам важно знать:

– нельзя никогда и никому передавать номер банковской карты, ПИН-код, секретный код безопасности CVV;

– следует выучить ПИН-код наизусть или записать его на листок и хранить отдельно от банковской карты;

– желательно пользоваться банкоматами, расположенными в помещениях банков, офисов, охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения;

– не отвечать на сообщения с просьбами предоставить конфиденциальную информацию, незамедлительно прекращать разговор;

– не переходить по ссылкам в сети «Интернет», если отсутствует достоверная информация о сайте, предполагаемом к посещению;

– банки не рассылают сообщений о блокировке карт, а в телефонном разговоре не требуют конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов (при необходимости нужно связаться с банком по официальным телефонам, которые также указаны на самой карте);

– осуществляя покупки в интернет-магазинах, нужно ознакомиться с отзывами и убедиться, что они не созданы для получения денег обманным путем;

– предложения о легкой, высокой и быстрой прибыли сразу должны вызвать сомнения и подозрения (в этом случае злоумышленники обычно настаивают на немедленном вложении денег, гарантируют мгновенную прибыль, низкий или вообще отсутствующий финансовый риск, просят отправить деньги на оплату вымышленных налогов, сборов или других платежей, прежде чем выслать выигрыш).

Если Вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в дежурную часть отдела полиции, прокуратуру.

Заместитель прокурора                                                                                        И.С. Лянгасов

Актуально на 01.06.2021

Могут ли несовершеннолетние совершать сделки, например, приобрести для себя компьютер или телефон

Дееспособность несовершеннолетних в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ ограничена. В полном объеме гражданин ее приобретает, как правило, с наступлением 18 лет. Исключением являются случаи приобретения полной дееспособности при вступлении в брак до достижения совершеннолетия либо объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация).

Требования к сделкам, совершаемым несовершеннолетними, определяются исходя из ограничения дееспособности в зависимости от возраста (до 14 лет или от 14 до 18 лет).

Так, за несовершеннолетних младше 14 лет (малолетних) большинство сделок могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей.

Исключение составляют мелкие бытовые сделки (например, покупка продуктов), получение подарков, если дарение не требует государственной регистрации или нотариального удостоверения.

Несовершеннолетним, достигшим 14 лет, закон позволяет самостоятельно делать вклады в кредитные организации и осуществлять авторские права. Таким образом, покупка дорогостоящей техники к категории сделок без одобрения родителей не относится.

Сделка, совершенная малолетним (за исключением сделок, которые он вправе совершать самостоятельно), является ничтожной, каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное по сделке. Вместе с тем по требованию родителей, усыновителей или опекуна малолетнего суд может признать сделку действительной, если она совершена к выгоде ребенка.

Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия его законного представителя в случаях, когда такое согласие требуется, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску законного представителя. Последствия признания такой сделки недействительной - те же, каждая из сторон возвращает все полученное.

Прокурор района                                                                                                   Р.Э. Чирков

Актуально на 02.06.2021

Установлен порядок обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими или хроническими заболеваниями

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2021 № 769 установлен порядок обеспечения оказания медицинской помощи детям в возрасте до 18 лет, являющихся гражданами РФ, с тяжелыми жизнеугрожающими или хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными).

Перечень заболеваний формируется с учетом следующих критериев:

заболевание имеет распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. населения и (или) является хроническим с тяжелым течением, приводящим без патогенетического лечения к выраженным нарушениям жизненных функций или летальному исходу в детском возрасте;

для лечения заболевания дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, необходимо дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи детям с орфанными заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также техническими средствами реабилитации;

для лечения заболевания имеются лекарственные препараты патогенетического действия, зарегистрированные в Российской Федерации, и (или) в странах Европейского союза, и (или) в Соединенных Штатах Америки, или имеются медицинские изделия, предназначенные для коррекции или лечения жизнеугрожающих заболеваний, зарегистрированные в Российской Федерации, и (или) в странах Европейского союза, и (или) в Соединенных Штатах Америки, а также технические средства реабилитации;

для лечения заболевания имеется метод лечения с научно доказанной эффективностью.

Перечень заболеваний подлежит пересмотру не реже одного раза в 2 года.

Перечень категорий детей формируется с учетом следующих критериев:

наличие особенностей течения заболевания, при которых без применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации может наступить неблагоприятный исход;

отсутствие особенностей заболевания или состояния, при которых по техническим и иным причинам невозможно применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации, предназначенных для лечения заболеваний, включенных в перечень заболеваний.

Обеспечение оказания медицинской помощи конкретному ребенку в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми попечительским советом Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" перечнем лекарственных препаратов, закупаемых Минздравом России или подведомственным ему казенным учреждением для нужд Фонда, и перечнем лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации, закупаемых Фондом для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.

При формировании перечней для закупок учитываются ценовая политика производителей, наличие локализации производства на территории РФ, а также удобство применения у детей лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации.

Перечень заболеваний, перечень категорий детей и перечни для закупок формируются на основании направляемых в Фонд предложений главных внештатных специалистов Минздрава России, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а также общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, благотворительных организаций, законных представителей детей. Экспертный совет Фонда рассматривает поступившие предложения и формирует проекты перечня заболеваний, перечня категорий детей, перечней для закупок.

Обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами РФ) конкретному ребенку с орфанным заболеванием, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также техническими средствами реабилитации осуществляются на основании заявок органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, формируемых на основании заявлений законных представителей ребенка с орфанным заболеванием, включенным в перечень заболеваний.

По результатам рассмотрения заявки экспертным советом Фонда выносится одно из следующих решений:

об удовлетворении заявки на конкретного ребенка с орфанным заболеванием и (или) группу детей на один год;

о необходимости сбора дополнительной информации о состоянии здоровья ребенка, предлагаемом методе лечения, в том числе за пределами РФ, лекарственном препарате, медицинском изделии, техническом средстве реабилитации;

об отказе в удовлетворении заявки на конкретного ребенка с орфанным заболеванием и (или) группу детей.

В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявки указывается обоснование такого решения и рекомендации по альтернативным методам лечения.

Сведения о принятых на заседаниях экспертного совета Фонда решениях размещаются на официальном сайте Фонда в сети "Интернет".

Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 3 февраля 2021 г.

Заместитель прокурора                                                                                         И.С. Лянгасов

Актуально на 03.06.2021

Административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Употребление несовершеннолетними алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в раннем возрасте, является угрозой как для психического, так и физического здоровья, а также влияет на формирование личности подростка в целом.

Статьей 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

Для родителей несовершеннолетнего предусмотрена повышенная ответственность в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Под вовлечением несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, следует понимать действия направленные на возникновение у несовершеннолетнего желания употребить такую продукцию, выразившиеся в уговорах, угощении, обещании выгоды, угрозе, обмане и иных случаях.

Заместитель прокурора                                                                                         И.С. Лянгасов

Актуально на 04.06.2021

Предусмотрена ли ответственность аптечных организаций за отсутствие на реализации лекарственных препаратов?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность, которая включает в себя, в том числе, реализацию лекарственных препаратов аптечными учреждениями, относится к лицензируемым видам деятельности.

Лицензионные требования к аптечным организациям при осуществлении фармацевтической деятельности закреплены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение).

В силу пункта 5 Положения, а также части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» одним из лицензионных требований, предъявляемым к аптечным учреждениям, является обеспечение наличия на реализации минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.

Таким образом, отсутствие на реализации в аптечных организациях лекарственных препаратов, включенных в вышеназванный перечень, является грубым нарушением лицензионных требований и влечет привлечение организации к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, например, в случае отсутствия на реализации в фармацевтической организации парацетамола, ацетилсалициловой кислоты граждане вправе обратиться с соответствующим обращением в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кировской области (610004, г. Киров, ул. Пятницкая, д. 2).

Заместитель прокурора                                                                                         И.С. Лянгасов

Актуально на 04.06.2021

Дополнительная информация