Вопросы и ответы (февраль-март 2021)

Об уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

За создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ предусмотрена уголовная ответственность по ст. 273 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказание предусмотрено за такие преступные действия как создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, а также в случае совершения подобных действий группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, или данные действия повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления.

Чаще всего вредоносными программами являются компьютерные вирусы, черви, программы-сканеры, эмуляторы электронных средств защиты, программы управления потоками компьютерной информации, программы-патчеры и т.д. Способом совершения данного преступления может быть только действие, выраженное в виде создания вредоносных компьютерных программ, а равно использование либо распространение таких программ, либо иной компьютерной информации. Санкция ст. 273 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: ограничение свободы, принудительные работы, лишение свободы.

Максимальный срок наказание в виде лишения свободы составляет 7 лет. Кроме того, при назначении наказания суд может возложить на подсудимого дополнительные виды наказания в виде штрафа, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 29.03.2021

Ответственность работодателя за невыдачу работникам расчетных листков

Согласно ч. 1 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

По своему содержанию указанная норма представляет собой гарантию реализации закрепленного в статьях 2, 21, 22, 56 Трудового кодекса Российской Федерации права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, направленную на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выдачи заработной платы, на создание условий беспрепятственного ее получения лично работником удобным для него способом.

Данная информация доводится до сведения работника посредством представления ему расчетного листа.

Форма расчетного листка законодательством не предусмотрена. В соответствии с ч. 2 ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации она утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из приведенных положений трудового законодательства следует, что работодатель обязан выдавать расчетный листок, каких-либо исключений Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит.

Кроме того, данная обязанность работодателя установлена законодательством, в связи с чем, не может быть отменена ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора.

Невыполнение данной обязанности рассматривается контролирующими органами как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по части 1 ст. 5.27 (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как должностных, так и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 16 части 2 и частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ вправе должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов.

Рассмотрение дел по ч. 1 данной статьи осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12 КоАП РФ) и судьи.

Возможность возбуждения прокурором дел об административном правонарушении по ч.1 статьи 5.27 КоАП РФ вытекает из части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, в которой предусмотрено право прокурора возбудить дело о любом административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 26.03.2021

Порядок восстановления в родительских правах

 В соответствии со ст. 72 Семейного кодекса РФ восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Основанием для обращения в суд с иском о восстановлении в родительских правах может служить изменение обстоятельств, послуживших поводом для лишения в родительских правах (например, родитель вылечился от алкоголизма, нашел работу, изменил свое поведение), при этом в суд необходимо представить соответствующие доказательства. Если речь идет о лечении от алкоголизма, наркомании, то следует представить справки из лечебного учреждения, наркологического диспансера.

Также представить все положительные характеристики с места работы, учебы, с места жительства. Необходимо доказать, что изменилось и отношение к ребенку и его воспитанию. Кроме письменных доказательств в таких делах можно использовать свидетельские показания. Свидетели могут рассказать об изменении условий, обстоятельств, а также отношения к воспитанию ребенка. Свидетелями по делу могут быть как родственники, так и просто знакомые лица.

Чтобы забрать ребенка у лица, у которого он находится, одновременно с заявлением о восстановлении в родительских правах необходимо указать требование о возврате ребенка родителям (одному из них).При этом суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено. В деле о восстановлении в родительских правах обязательно принимает участие орган опеки и попечительства. Он проводит обследование условий по месту проживания несовершеннолетнего, а также по месту проживания родителя, который желает восстановиться в родительских правах. Заключение органа опеки и попечительства суд будет учитывать наряду с другими доказательствами по делу.

Также суд по этой категории дел обязательно привлекает к участию прокурора для дачи заключения.

Заместитель прокурора                                                                                          И.С. Лянгасов

Актуально на 25.03.2021

Социально-психологическое тестирование учащихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ относится к компетенции образовательной организации. Приказом Минпросвещения России от 20.02.2020 № 59 утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Указанным Порядком предусмотрено, что тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании. Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из их родителей или иных законных представителей.

Форма проведения тестирования определяется образовательной организацией, проводящей тестирование, может быть как бланковой (на бумажных носителях), так и компьютерной (в электронной форме) и предполагает заполнение анкет (опросных листов), содержащих вопросы, целью которых является определение вероятности вовлечения обучающихся в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.

С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускаются свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, и перемещение по кабинету (аудитории). Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 24.03.2021

О мошеннических схемах обмана граждан при приобретении жилья

С необходимостью решения квартирного вопроса сталкиваются все. Но иногда вместо ремонта и новоселья приходится включаться в судебную тяжбу, а иногда и расстаться с квартирой, потеряв уплаченные за нее деньги. В связи с этим потенциальному обладателю новой квартиры необходимо в общих чертах иметь представление о мошеннических схемах с жильем и уметь подготовиться к покупке жилья. Немало мошеннических схем применяется на предшествующему сделке этапе, и связаны они с задатком. А выглядит это так: объект недвижимости продается по привлекательной цене, и покупатель желает оформить сделку побыстрее (по договору или без договора). Продавец предлагает внести задаток, и стороны заключают соглашение. Далее продавец либо просто исчезает с деньгами, либо в соглашении о задатке предусматривается условие о том, что задаток не возвращается в случае отказа покупателя от покупки. Во втором случае могут всплыть различные негативные моменты, что-либо приходится мириться с ними, либо распроститься с задатком и отказаться от сделки. Формально это даже нельзя назвать мошенничеством в смысле ст. 159 УК РФ. В сделках с задатком надо быть крайне внимательным и вчитываться в соглашение о задатке, а еще лучше - не отдавать никаких денег без аккредитива, депозита нотариуса или банковской ячейки. Часто перед заключением сделки недобросовестные посредники скрывают недостатки объекта и показывают покупателю не ту квартиру, а другую с похожим адресом. Пользуясь обилием типовых домов и частым отсутствием номеров и указателей, прибегают к замене таблички с номерами квартир. Очевидно, что в таком случае покупатель рискует приобрести квартиру с серьезными техническими недостатками или сомнительной юридической чистотой по цене хорошей квартиры с приличной отделкой. Чтобы избежать таких неприятных ситуаций, следует заранее выяснить точный адрес дома и постараться самостоятельно прибыть на место и найти нужное здание.В сфере приватизации также распространено мошенничество: либо предыдущий собственник мог подделать документы о приватизации, или один из прежних жильцов в момент приватизации был незаконно лишен прописки, либо сам был введен в заблуждение мошенниками и лишен права на приватизацию, а мог и отбывать срок в местах заключения и не знал о приватизации. Поэтому, покупая приватизированную квартиру, необходимо выяснять, все ли проживающие в ней на момент приватизации лица, в том числе и дети, участвовали в приватизации. Ответ на этот вопрос может содержаться в заявлении на приватизацию и в выписке из домовой книги. Покупатель может и не знать, что покупаемая им квартира состоит под арестом или находится в залоге и т.д. Такое жилье часто продается по поддельным документам. осложнятся тем, что сведения об обременениях попадают в Росреестр не сразу, а через некоторое время после вынесения соответствующего решения. Продавец в таких случаях настаивает на скорейшем окончательном расчете до оформления договора купли-продажи. Чтобы себя обезопасить, многие покупатели включают в договор условие о том, что продавец гарантирует юридическую чистоту квартиры и ее необремененность и за нарушение данной гарантии несет ответственность в виде возмещения убытков. Наиболее безопасными способами расчета с продавцом считаются расчеты через депозит нотариуса или через банковскую ячейку. Условие о способе расчетов стоит также отразить в договоре. жилья может произойти в нарушение прав несовершеннолетних. Родители до приватизации выписывают из квартиры своих детей, чтобы таким образом избежать согласования продажи квартиры с органами опеки. В дальнейшем, после совершеннолетия дети смогут в суде оспорить сделку приватизации. В этой связи при покупке квартиры покупателю стоит в первую очередь поинтересоваться судьбой детей продавца, уточнить, не участвовали ли они в приватизации. Таким образом, любые сделки с жильем сопряжены с огромным количеством рисков, из которых только часть связана с мошенничеством. Собственникам или потенциальным покупателям жилья не стоит жалеть сил, времени и финансов на проверку этих рисков, а также стараться подбирать для себя безобидные в плане юридической чистоты объекты. Нарушения имеют место при использовании материнского капитала. Закон обязывает родителей наделить всех детей, а не только тех, рождение которых явилось основанием к выдаче капитала. Если данное правило не соблюдено, по иску прокуратуры или органа опеки последующие сделки с этой недвижимостью могут быть признаны недействительными. Часто продавец скрывает факт банкротства своей фирмы. Если покупатель не хочет, чтобы сделка была оспорена арбитражным управляющим, имеет смысл проверить продавца по Единому федеральному реестру банкротов, а также на сайте решений арбитражных судов. Описанные выше схемы мошенничества являются одними из наиболее распространенными, но нельзя исключить появления новых способов обмана.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 22.03.2021

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Законодательством предусмотрено два способа обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей: 1) обжалование действий пристава-исполнителя в порядке ведомственной подчиненности (гл. 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве») старшему судебному приставу, который обязан рассмотреть жалобу в течение 10 дней и вынести по результатам рассмотрения постановление. Жалоба подается в течение 10 дней с момента вынесения судебным приставом-исполнителем постановления или совершения действий, а также установления факта бездействия. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба должна быть подана в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия). Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта РФ, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчиненности которого они находятся; 2) оспаривание решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке по правилам, установленным кодексом административного судопроизводства РФ. Административное исковое заявление подается в суд района по месту нахождения службы судебных приставов в вышеназванные сроки.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 16.03.2021

Негативные последствия получения "серой" зарплаты

Проблема своевременной выплаты заработной платы, принятия мер к погашению просроченной задолженности тесно переплетается с вопросом «конвертного» вознаграждения за труд, проблемой, так называемой неформальной экономики, являющейся питательной средой "серого" рынка труда. Практика прокурорского надзора свидетельствует о распространенности данных явлений, что влечет за собой не только нарушение трудового законодательства, но и ущемление социальных прав работников. При получении "серой" зарплаты, в частности, могут возникнуть следующие проблемы. Оплата отпуска. Нет никаких гарантий, что работодатель оплатит отпуск или компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работника в полном объеме, ведь сумма отпускных высчитывается исходя из размера официальной части заработной платы, которая может быть значительно меньше "серой" (ст. 114 Трудового кодекса РФ,  далее - ТК РФ). Оплата листка нетрудоспособности. Аналогично оплате отпуска оплата листков нетрудоспособности (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) рассчитывается исходя из официального заработка, либо исходя из МРОТ (а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к зарплате, МРОТ с учетом коэффициентов) (ст. 183 ТК РФ; ч. 1, 1.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Выходное пособие. При увольнении работника выходное пособие будет исчисляться исходя из официальной части зарплаты (ст. ст. 178, 181.1 ТК РФ). Пенсионное обеспечение. Отчисления в Пенсионный фонд России также производятся на основании "белой" части зарплаты. Именно из этих отчислений складывается будущая пенсия работника (ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Кредит и ипотека. Работник, получающий "на бумаге" небольшую заработную плату, рискует не получить кредит на крупную сумму в банке или не оформить ипотеку, даже если "серая" часть его зарплаты гораздо больше "белой". Уголовная ответственность. Налог с заработной платы работников удерживает и перечисляет работодатель (ст. 226 Налогового кодекса РФ). Однако если дело дойдет до суда, работнику необходимо быть готовым к доказыванию своей непричастности к уклонению от уплаты налогов. За указанное деяние установлена налоговая и уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 26.02.2021

Обязанность на заключение договора на вывоз ТКО

В силу положений ст. 24.7 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются такие отходы и находятся места их накопления. Собственниками твердых коммунальных отходов в соответствии с п. 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, являются лица, владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами, от эксплуатации которых образуются твердые коммунальные обходы. В связи с изложенным, хозяйствующие субъекты, в деятельности которых образуются в том числе твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор с региональным оператором. Уклонение от заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в виде наложения штрафа на граждан в размере от 1 тыс. рублей до 2 тыс. рублей, на должностных лиц - от 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц - от 100 тыс. рублей до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.  

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 25.02.2021

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по Уголовному кодексу Российской Федерации

Существующая российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), включает на сегодняшний день 12 отдельных видов наказаний. Одно из них - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности.

Суть данной меры состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Сам термин наказания в виде лишения права занимать определенные должности говорит о том, что правонарушитель, в отношении которого было установлено уголовное преследование за совершение неких действия или бездействия, может быть ограничен в исполнении своих профессиональных обязанностей.

Законодательство определяет, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью будет использовано в отношении тех граждан, из-за профессиональных действий которых возникла опасная ситуация с определенными последствиями.

Чаще всего наказание в виде лишения права занимать определенные должности возникает в отношении тех лиц, которые своими действиями или бездействием дискредитировали свою профессию. Как показывает практика, наказания данного типа чаще всего применяются в отношении лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, а также в отношении граждан, чья профессиональная деятельность связана с исполнением социальных обязательств. К таковым можно отнести медицинских работников, сотрудников правоохранительных структур.

Законодательство предусматривает, что если конкретное лицо было уличено в совершении неких нарушений, связанных с его профессиональной деятельностью, то оно должно понести соответствующее наказание.

Установление подобного вида ответственности происходит исключительно по решению судебных инстанций, которые определяют характер деятельности подозреваемого и соотносят его с правонарушением. Если суд определит, что профессиональная деятельность человека повлекла за собой какие-либо серьезные нарушения, поставившие под угрозу общественный порядок, то против него будет применено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Суд может установить ограничения на конкретный срок, составляющий от 1 года до 5 лет. После того, как этот срок завершится, осужденный вновь сможет занимать конкретные должности. Но при этом, в отношении работодателя не устанавливается обязанность принимать вновь его на данную должность.

При этом стоит обратить внимание еще на некоторые нюансы. Законодатель может лишить человека конкретной должности, но он не устанавливает никаких ограничений для работодателя, который может перевести сотрудника в другой отдел и установить ему иные должностные обязанности.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности встречается не так часто по сравнению с ограничениями на занятие определенным видом деятельности.

Как показывает статистика, субъектами этого типа наказания могут быть совершенно разные категории граждан, начиная от государственных служащих, и заканчивая сотрудниками частных предпринимательских структур.

Как правило, данный тип наказания в соответствии с УК РФ устанавливается в тех случаях, когда в судебном порядке доказано, что преступление было совершено именно посредством выполнения определенной деятельности.

Заместитель прокурора                                                                                          И.С. Лянгасов

Актуально на 26.03.2021

Питание детей в дошкольных образовательных организациях: каковы требования?

Каждый родитель, чей ребенок посещает детский сад, задумывается о том, как организовано питание детей в данной образовательной организации.

С 1 января 2021 года вступили в силу Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32.

Каковы же условия организации питания детей и какие продукты должны быть исключены из рациона?

В образовательной организации, согласно требованиям Санитарных правил, должно быть разработано меню – на период не менее 2 недель.

В обеденном зале, холле и иных доступных как для родителей, так и для детей местах должно быть размещено ежедневное суточное меню с обязательным указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции.

Для детей различного возраста законодателем предусмотрена различная калорийность потребляемых суточных блюд.

В частности, для детей в возрасте от 1 до 3 лет суточная потребность составляет 1400 килокалорий, для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 1800 килокалорий.

В Санитарных правилах также содержатся сведения о массах порции основных блюд для детей различной категории.

Так, масса первого блюда для детей в возрасте от 1 года до 3 лет – 150-180 гр., от 3 до 7 лет – 180-200 гр. Масса второго блюда из рыбы или мяса – 50-60 и 70-80 гр. соответственно. Фрукты, в свою очередь, являются неотъемлемой частью рациона детей. Так, для детей в возрасте от 1 года до 3 лет масса потребляемых в образовательной организации фруктов должна составлять не менее 95 гр., для детей в возрасте от 3 до 7 лет – не менее 100 гр.

Помимо прочего, время приемов пищи зависит от времени пребывания детей в дошкольных образовательных организациях.

В частности, если ребенок находится в детском саду 8-10 часов, то завтрак должен начаться в 8:30-9:00, второй завтрак – в 10:30-11:00, обед – в 12:00-13:00, полдник – в 15:30. Если ребенок пребывает в детском саду 11-12 часов, то обязательным приемом пищи является ужин, который, согласно требованиям Санитарных правил, должен начаться в 18:30.

Какие же продукты запрещены для использования при организации питания детей?

Законодателем утвержден перечень тех продуктов, которые не допускаются при организации питания детей.

Так, запрещена к использованию пищевая продукция домашнего (т.е. не промышленного) производства, кремовые кондитерские изделия – торты, пирожные и т.д.. В список запрещенных блюд попали и макароны по-флотски, грибы и продукты, которые приготовлены с их использованием, квас, натуральный кофе, окрошка, яичница-глазунья, блины с творогом и мясом и другие.

Допускается ли использование уже готовых блюд для обеспечения детей питанием?

Согласно требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20, допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов из предприятий общественного питания при наличии документов, подтверждающих факт приобретения, дату, время, наименование предприятия и место изготовления, дату и время доставки, наименование и количество готовых блюд и кулинарных изделий по каждому наименованию.

Соблюдение требований законодательства в части организации питания детей в образовательных организациях представляет собой принципиальную важность, поскольку это напрямую влияет на здоровье несовершеннолетних.

Какова же ответственность за невыполнение образовательной организацией вышеуказанных требований?

В соответствии с выводами, содержащимися в Постановлении Верховного Суда РФ от 21 февраля 2019 г. N 11-АД19-4, в случае нарушения образовательной организацией требований к организации питания несовершеннолетних применению подлежат положения ст. 6.7 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Совершение вышеуказанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.7 КоАП РФ, составляется и рассматривается территориальными органами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).

Заместитель прокурора                                                                                          И.С. Лянгасов

Актуально на 24.02.2021

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего

С развитием общественных отношений государством совершенствуется механизм правовых способов защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, от обеспечения безопасности на улице и в школе, до безопасности в семье.

Однако подростки в погоне за новыми иногда острыми ощущениями совершено не понимают, что их новые увлечения порой опасны для жизни.

Активность злоумышленников по вовлечению несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего усиливается из года год.

Примерами вовлечения несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни, могут выступать случаи вовлечения в занятие «скайуокингом» (подъем на высокие строения без специального высотного снаряжения), «зацепингом» (проезд на крыше или подножке вагона поезда, трамвая), «диггерством» (спуск и исследование подземных коммуникаций), «паркуром» (скоростное перемещение и преодоление препятствий с использованием прыжковых элементов).

Также в качестве действий по вовлечению несовершеннолетнего в совершение действий представляющих опасность для жизни, могут расцениваться действия по вовлечению к участию в «группах смерти» в социальных сетях в Интернете, либо вовлечение несовершеннолетних к участию несанкционированных протестных акциях.

В целях защиты жизни несовершеннолетних Федеральным законом от 07.06.2017 N 120-ФЗ в Уголовный кодекс РФ (далее УК РФ) введена статья 151.2.

Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, путем уговоров, предложений, обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков склонения к совершению самоубийства, вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественных действий.

За совершение данного преступления виновному лицу грозит наказание в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительных работ на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Совершение тех же действий в отношении двух или более несовершеннолетних; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет") влечет наказание в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового (ч. 2 ст. 151.2 УК РФ).

Преступления данной категории расследуется следователями Следственного комитета РФ.

Уголовные дела о преступлениях связанных с вовлечением несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни по ч. 1 ст. 151.2 УК РФ рассматриваются мировыми судами, по ч. 2 ст. 151.2 УК РФ районным судами по месту окончания совершения преступления.

Следует также отметить, что эффективность предупреждения данных преступлений в отношений несовершеннолетних зависит и от бдительности родителей, в связи, с чем в случаях обнаружения фактов участия несовершеннолетних в действиях, представляющих опасность для их жизни необходимо обращаться в ближайший территориальный отдел МВД РФ, СК РФ или территориальную прокуратуру с сообщением о совершении преступления.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 11.02.2021

Порядок выдачи трудовой книжки

В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (если работник выбрал электронную форму формирования данных сведений).

Когда такие действия совершить невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения, работодатель обязан направить ему уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте или направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

В противном случае в соответствии со статьей 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок при незаконном лишении его возможности трудиться. Сам факт отсутствия у работника трудовой книжки расценивается как препятствие к трудоустройству.

Полагающаяся уволенному работнику выплата рассчитывается исходя из среднего заработка в порядке, предусмотренном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и право на ее получение возникает со следующего дня после увольнения, когда трудовая книжка не была выдана, за весь период задержки выдачи трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности.

Заместитель прокурора                                                                                          И.С. Лянгасов

Актуально на 10.02.2021

Особенности распространения информации в социальных сетях

В настоящее время вектор вовлечения несовершеннолетних в различные рода деструктивные движения смещен в сторону вовлечения в политические процессы посредством информационно-телекоммуникационных технологий.

В случае распространения в сети Интернет информации с нарушением требований законодательства Российской Федерации, доступ к Интернет-ресурсам может быть ограничен на основаниях и в порядке, установленными статьями 15.1 – 15.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ).

Так, с 01 февраля 2021 года вступили в силу изменения указанного закона, а именно, Федеральным законом от 30.12.2020 № 530-ФЗ Закон № 149-ФЗ дополнен статьей 10.6 «Особенности распространения информации в социальных сетях», в которой впервые введено понятие - владелец социальной сети - владелец сайта и/или страницы сайта в сети "Интернет", информационной системы, и пр., находящихся на территории Российской Федерации, которые предназначены и/или используются их пользователями для предоставления и/или распространения информации посредством созданных ими персональных страниц, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет".

Владелец социальной сети обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

не допускать использование социальной сети в целях: совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;2) не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах;

4) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

5) осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации об организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;

д) информации о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции,

е) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;

ж) информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;

з) информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка; недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка; информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории; сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам.

В соответствии со ст. 15.1 Закона 149-ФЗ, при выявлении в сети Интернет вышеперечисленной информации, каждый человек имеет право направить сведения на рассмотрение уполномоченного органа для принятия решения об ограничении доступа. Для этого нужно на сайте Роскомнадзора заполнить электронную форму для приема сообщений граждан о выявлении противоправной информации.

Ограничение доступа к информации, указанной в п.п. «з» п.5 части 1 ст. 10.6 – осуществляется на основании ст. 15.3 Закона 149-ФЗ – по требованию Генерального прокурора или его заместителей.

Согласно п.п. 1, 5 ст.17 Закона № 149-ФЗ, нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им требований, установленных в статье 10.6 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Заместитель прокурора                                                                                          И.С. Лянгасов

Актуально на 09.02.2021

Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральным законом от 29.12.2020 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, касающиеся обжалования постановления по делу об административном правонарушении в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Жалоба в суд (при наличии технической возможности у суда принять жалобу в такой форме) может быть подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг («Госуслуги») либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ГАС «Правосудие»).

Чтобы заполнить заявление, необходимо авторизоваться на сайте Государственной автоматизированной системы «Правосудие». Для этого можно перейти, воспользовавшись учетной записью «Госуслуг» или цифровой подписью с ключом авторизации (ЭЦП).

Закон предусматривает возможность направления решения по жалобе в течение трех дней со дня вынесения решения.

Законодатель определил, что изменения в порядок обжалования постановлений административного органа вступают в силу с 01.09.2021.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 08.02.2021

Ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

Защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма является основной целью Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009.

Немаловажным аспектом борьбы с терроризмом является предупреждение террористических актов и террористических атак на объекты жизнеобеспечения.

В связи с этим законодателем разработан целый механизм категорирования, оценки уязвимости, а также технического оснащения различного рода объектов:

- для объектов образования данный механизм утвержден постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006;

- для объектов культуры постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176;

- для гостиниц постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 N 447.

Это лишь небольшой перечень нормативно-правовых актов регулирующих данную сферу правоотношений.

В целях пресечения бездействия собственников и правообладателей объектов жизнеобеспечения законодателем Федеральным законом от 16.12.2019 № 441-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) введена статья 20.35, устанавливающая административную ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В соответствии с ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

За указанные нарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.35 КоАП РФ уполномочены составлять в пределах своих полномочий должностные лица органов внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов, войск национальной гвардии Российской Федерации.

Следует также отметить, что в силу положений ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ..

Дела по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ рассматриваются мировыми судами.

Заместитель прокурора                                                                                           И.С. Лянгасов

Актуально на 01.02.2021

Дополнительная информация