История гостехнадзора

  • Печать

Создание Гостехнадзора неразрывно связано с возникновением права собственности у сельхозпроизводителей на технику и своими корнями уходит в далекий 1958 год, когда Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18.04.1958 года № 425 было принято решение о ликвидации МТС (машинно-тракторных станций) и передаче машин колхозам. Этим документом введена должность государственных технических инспекторов в системе РТС (ремонтно-технических станций), пришедших на смену МТС.

В их задачу входило осуществление контроля и оказания помощи колхозам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка. С образованием в феврале 1961 года Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» служба технического надзора передана этой организации и государственный технический инспектор входил в состав районного объединения «Сельхозтехника» 

Технический инспектор 2 раза в год проводил технический осмотр машинно-тракторного парка, проверял ход и качество ремонта, хранение техники, нефтепродуктов, запасных частей. При списании машин и оборудования требовалось заключение инспектора о техническом состоянии объекта. Кроме этого, он участвовал в комиссии по проверке знаний и практических навыков механизаторов, прошедших курсы по подготовке и переподготовке трактористов, комбайнеров, принимал экзамены у трактористов по правилам уличного движения и выдавал им разрешения на допуск к управлению тракторами. Он имел право за грубые нарушения правил технической эксплуатации и правил техники безопасности изымать у механизаторов удостоверение, на должностных лиц, непосредственно отвечающих за техническое состояние машинно-тракторного парка, накладывать денежный начет в размере до 10 рублей. 
В 1965 году технические инспектора были переведены в управления сельского хозяйства.

23.05.1969 года, на основании Постановления Совета Миностров СССР №122 на Министерство сельского хозяйства возложена ответственность за состояние используемой техники, должности технических инспекторов были упразднены и в районных сельхозуправлениях созданы группы инженеров – инспекторов, с одновременным подчинением их областной инспекции Госсельтехнадзора. 

Инженеры – инспекторы наделялись дополнительными полномочиями надзорных органов (запрещение эксплуатации машин, выдача предписаний, лишение механизаторов права управления, право наложения денежных начетов в размере до 10 рублей). Кроме того, в их задачи входила выдача номерных знаков на машины и прицепы в системе сельского хозяйства. 

Постановлением Совета Министров СССР от 23.11.1975 года группы инженеров-инспекторов были преобразованы в районные инспекции Госсельтехнадзора при управлениях сельского хозяйства с одновременным подчинением областным инспекциям Госсельтехнадзора и вводится должность главный государственный инженер - инспектор Госсельтехнадзора района. Вводятся и дополнительные функции: надзор за соблюдением правил транспортировки, хранения и расходования нефтепродуктов, порядка устранения недостатков в гарантийный период эксплуатации техники, качеством ремонта и технического обслуживания в организациях и на предприятиях «Сельхозтехника». 

Управление сельского хозяйства постоянно реорганизовывалось, то в районное агропромышленное объединение, то вновь в управление сельского хозяйства, соответственно происходило и переподчинение инспекции Госсельтехнадзора. В период существования Агропрома (1986-1989) на инженеров инспекторов возложили обязанности по регистрации тракторов кооператоров и находящихся в личной собственности граждан. 
После распада СССР, согласно постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 года № 1291 районная инспекция Госсельтехнадзора преобразована в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и вводится должность начальника инспекции Гостехнадзора при управлении сельского хозяйства, с одновременным подчинением областной инспекции Гостехнадзора. Но порядок надзора вышел за пределы АПК, основой работы инженеров – инспекторов стало исполнение надзорных функций за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности. Дополнительно расширены и функции надзора: регистрация техники и годовой технический осмотр, регистрация залога зарегистрированных машин, участие в комиссиях по рассмотрению претензий по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники и многое другое. На основании Закона 20-ФЗ от 20.01.1997 года инженеры – инспекторы получили право на составление протоколов и наложение административных наказаний. 

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 года №141 Государственные инспекции Гостехнадзора реорганизуются в самостоятельные юридические лица. Государственная инспекция Гостехнадзора Кировской области организована 01.01.1999 года как юридическое лицо и структурное подразделение Администрации Кировской области. В нее вошли и все районные инспекции. 

В разное время в инспекции Гостехнадзора Даровского района работали Куимов А.П , Толматов П.И. ,Зубарев М.А , Береснев А.В , Дранишников В.А. 

С 1992 года главным государственным инженером-инспектором Гостехнадзора Даровского района является Шмаков Владимир Николаевич. В настоящее время инспекция обеспечена всем необходимым для исполнения функциональных обязанностей: имеется компьютер, оргтехника, копир, телефон, ламинатор, диагностический комплект (измеритель дымности отработавших газов), служебный автомобиль ВАЗ-2106, 2005 г.в., инспектор обеспечен формой, всей необходимой нормативно-технической документацией. 

Основная задача инспекции - осуществление государственного надзора за техническим состоянием .тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования, в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией. 

Кроме выполнения надзорных функций инженеры-инспекторы осуществляют: 
• регистрацию поднадзорной техники и выдачу на них государственных регистрационных знаков; 
• проведение периодических государственных технических осмотров и регистрацию залога регистрируемых машин; 
• прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста); 
• обследование учебных заведений для дальнейшего рассмотрения вопроса аккредитации и получения лицензии на право подготовки трактористов-машинистов; 
• оценку технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования; 
• участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники; 
• контроль за исполнением владельцами машин обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; 
• администрирование поступлений в бюджеты госпошлины, сборов и штрафов Гостехнадзора; 
• контроль и передача данных о зарегистрированных машинах и их владельцах в налоговые органы; 
• производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.